О Кыргызстане

ПАМЯТИ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА

Чингиз Айтматов

Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Таласской области Киргизской ССР. Чингиз Айтматов скончался на 80-м году жизни -10 июня в 15 часов 31 минуту в результате обширного нарушения функций легких при отказе легких и при вторичной пневмонии, сопровождавшимися септическим шоком, а также острой почечной недостаточностью. Айтматов, по его завещанию, будет похоронен на территории мемориально-музейного комплекса "Ата-Бейит" ("Памяти отцов"), рядом со своим отцом Торекулом Айтматовым.

2008 год объявлен в Киргизии годом Чингиза Айтматова, его романы, рассказы и повести переживают экранизации, неизменно привлекая интерес огромной зрительской аудитории: "Белый пароход", "Первый учитель", "Джамиля", "Бег иноходца" (по повести "Прощай, Гульсары"), "Буранный полустанок" и т. д.

Мы не станем рассказывать о писателе… Мы - его современники, во многом - единомышленники, знаем его талантливые рассказы, романы и не представляем себе мировую литературу без этих шедевров. На этой странице мы предлагаем вспомнить великого писателя, послушав его мысли, собранные нами уже не в книгах, а в интеренете…

  • Современному писателю вовсе не обязательно иметь постоянное место пребывания, постоянную среду. Ничего особенного я не утрачиваю при нынешних мировых коммуникациях. Не один раз в году бываю в Москве, Ташкенте, Бишкеке, Алма-Ате. Минувшим летом два месяца провел в Кыргызстане. Таким образом я как бы компенсирую свою удаленность.

  • Безусловно, несмотря на глобализацию, остаются очаги отдельных культур. Но если человек, представляющий ту или иную культуру, выходит за ее рамки, ничего страшного в этом нет. Наоборот. Я по себе сужу: сейчас то, что я задумываю, выходит далеко за пределы моей обычной среды. Более того, мне представляется, что со временем, в середине века и дальше, это будет обычным образом жизни. Новое поколение обогащается знанием языков, имеет все больше контактов, ездит из страны в страну, с континента на континент и считает это нормальным, бытовым явлением. Нарождается новый тип людей. Мир насыщен общением. И это прекрасно. Это одно из великих достижений современности.

  • Чингиз Айтматов Чем больше мы отдаляемся от советской эпохи, тем больше видим, что это не случайное явление в мировой истории. Величайший эксперимент, стоивший огромной цены для советских народов, прежде всего для русского народа. Много пережито, много было самопожертвования, не говоря уже о массовых акциях насилия. Но немало и интересных достижений в коллективном, социальном смысле. Например то, что называлось дружбой народов. Это было трафаретное изречение. Но при всем, что было тягостно, народы на огромном пространстве жили в полном взаимодействии. В какой-то степени у нас осталось общее сознание того, что мы все, бывшие советские народы, все равно никуда не денемся. Мы должны находить общий язык, выходить на общие действия. В Кыргызстане стремление не терять достигнутой близости чувствуется и сейчас. Русский язык, например, стал вторым государственным языком республики.

  • Думаю, что сам культ книги не исчезнет, а будет несколько видоизменен. Читать Достоевского на экране компьютера, во-первых, утомительно. И потом, чтение книги -- сугубо интимное занятие. Страница, которая вам нечто открывает, становится для вас каким-то особым миром. И дело даже не в чисто технологической стороне. Компьютер и телевидение многое могут дать. Но книга остается самыми близким, постоянно действующим, культовым приобретением человека. Ее можно положить в карман, в любом месте открыть и читать на ночь, утром... Можно читать всерьез, выделяя для этого время. В процессе чтения человеку приходит гигантское познание.

  • Надо находить общий язык и теснее смыкаться в СНГ, чтобы он больше походил на союз. Первоначальные надежды на него не оправдались. Значит, надо искать дальше. Делиться и разбегаться проще, находить общее гораздо труднее. В то же время в мире в целом и в отношениях с американцами надо преодолеть генетическое противостояние и негативное восприятие друг друга. Сама жизнь заставляет. В космической сфере (вспомнили "И дольше века длится день"?) это общее движение налицо. И на земле надо к этому стремиться. К приоритету разума, иначе поводов для раздоров будет предостаточно.
    Источник (http://www.explan.ru/archive/2000/44/s1.htm)

  • Все содеянное возвращается. Но мстить обидевшему тебя нельзя. Надо уметь прощать. Хорошо, что тогда, в юности, мне встретился на пути старик, это сказавший.

  • Я мог не удержаться, если бы не встретил его, - у нас украли корову, Сукру, кормилицу семьи, которая помогла нам выжить в первые годы войны. Отец мой к тому времени был репрессирован, и жили мы вшестером - четверо малых детей с больной матерью и ее сестрой. Кража кормилицы была для нас равносильна концу света. Я хотел найти вора и убить, и с этими мыслями и ружьем наперевес шел по полям. Там я и встретил этого старика верхом на ишаке. "Отгони мысль о мести, возвращайся домой. Мир справедлив, и счастье само тебя найдет". Он меня отговорил. Много позже я убедился в правоте его слов. Мстить нельзя никому. Надо прощать.

  • Мы мечтали о том, что наступит новое тысячелетие и мы все, живущие на Земле, возьмемся за руки и поймем, наконец, что мы все едины. Это была, конечно, утопия. Но хорошо уже то, что человек склонен к такой утопии. Мы говорили об опасности, исходящей для человека от себя самого. Когда технически он уже уподобился Богу, а нравственно остался варваром. Ему, добившемуся могущества над природой, грозит гибель из-за достижений собственного разума, используемого преступно. Об этом был мой роман "Тавро Кассандры", на который я возлагал много надежд

  • Но если семья не будет думать о том, какими вырастут ее дети, значит, она теряет главную ориентацию в этой жизни. Что может спасти сейчас детей, кроме семьи? Они оказались заложниками культа жестокости, насаждаемого массовой культурой, заложниками инстинкта убиений, заложниками рыночных отношений, наркоиндустрии.
    Источник (http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&sid=3136)

  • Надо уметь сочетать вещи глобальные и повседневные, прошлое и настоящее. Если нам заниматься только рынком, коммерцией, то мы обрекаем себя на духовно скудное и безликое существование. Рынком надо жить соразмерно насущным потребностям, но не превращаться в рабов, в заложников рынка. Общество возвращается к истории, к прошлому, анализирует их - для того, чтобы четче обозначить и оценить сегодняшнее состояние. Так формируется самосознание эпохи.

  • Сейчас мы попали в орбиту влияния рыночной экономики. А она, как оказалось, является еще большей диктатурой, нежели более откровенная - политическая. Рынок зомбирует окружающий мир, заставляя его жить по своим законам. Противостоять этому невероятно трудно. Посмотрите, во что превращаются литература, искусство, пресса. Разлагающий фактор здесь очень действенен, а созидающего - явно недостает.

  • Для того, чтобы сказать, когда какое счастье было, - нужно вспоминать, думать. Повседневность - это сель, захлестывает… Но, если говорить о творчестве, то я, конечно, вспоминаю повесть "Джамиля". До нее я в литературе пребывал, так сказать, интуитивно. Не могу утверждать, что с появлением данного произведения - вдруг! - пришло самоосознание себя как писателя. Мне это помог сделать Луи Арагон, признанный в то время ведущий классик французской и мировой словесности. Он тогда первым отметил молодого автора провинциальной литературы.
    Источник (http://www.proza.com.ua/peoples/kyrgyzskij_klassik_russkoj_liter_f6d2.shtml)

Чингиз Айтматов "Белый пароход"

Вы можете свободно скачать повесть Чингиза Айтматова "Белый Пароход".